КитайНа карте мира0612 мая 2006 Корейский Ил-62 из Пхеньяна, покинув воздушное пространство сталинской эпохи, приземлился в Пекине. Первое ощущение если здесь коммунизм, то я китайский летчик. ![]() Язык, конечно, не поворачивается назвать Китай Западом, но для жизни тут есть совершенно все. Особенно в больших городах. ![]() Китай мне понравился сразу и бесповоротно. Я не был в западной части и не съездил в деревни но в будущем обязательно там побываю. ![]() ПекинНа карте мираПекин мне показался относительно неинтересным и пыльным. ![]() А Великая китайская стена ничего так. Я был на отреставрированном закольцованном участке длиной в четыре километра. В этом месте великая стена оказалась великой лестницей. Перед подъемом все китайцы фотографировались на фоне обелиска с пословицей, написанной иероглифами «кто поднимется на Великую китайскую стену тот молодец». ![]() Ноги начинают отваливаться довольно быстро. Я вспомнил, что стену в свое время строили для отражения вражеских нападений и решил проверить, нет ли врагов. С внешней стороны оказался один-единственный человек, собиравший мусор, сброшенный врагами со стены. ![]() Оказалось, что все камни очень мягкие, поэтому стена на всем протяжении покрыта надписями. «Белов, Мацкевич» крутилась в голове надпись, встреченная в начале подъема. На самом верху самой верхней башни народу, естественно, уже мало. Нашел немного свободного места среди посланий, достал авторучку и процарапал несложное. ![]() Я молодец. СианьНа карте мира
Тут недалеко от города находится армия терракотовых воинов, закопанных во II веке до нашей эры. Все они в полном обмундировании и в полный рост. По картинкам в журналах сложно было себе представить размер этой армии, производящей в жизни очень сильное впечатление. ![]() В Сиане этих воинов около 6 тысяч. Сколько еще их сделали современные китайцы для установки в туристических местах, подсчитать уже невозможно. ![]() Еще тут хорошо сохранилась городская стена длиной в 14 километров. А больше ничего особенного нет. ШанхайНа карте мираШанхай это вообще атвал башки. Это тебе не Москву-сити осилить. ![]() В здравом уме и трезвой памяти сообщаю, что согласен жить при таком коммунизме. ![]() Это самое высокое здание в Китае под названием Цзин Мао. За ним строится еще более высокое здание. Строится совсем рядом, чтобы, когда оно будет достроено, можно было бы на Цзин Мао сверху плюнуть. Я бы точно так сделал, будь я владельцем того строящегося более высокого. ![]() На верхних сорока (или около того) этажах Цзин Мао расположен отель. Внизу, на уровне ресепшена, бар. ![]() С телебашни не доплюнешь. ![]() Тут есть совершенно потрясающий сад Ююань. Я впервые понял, зачем вообще занимались собственными садами. Фотография не передаст шарма садового лабиринта, тропинок, пруда и домиков, расположенных тут. Все императорские японские сады после этого кажутся просто постриженными газонами. Всякие храмы в Пекине, впрочем, тоже померкли сразу. ![]() По реке на бешеной скорости плывут баржи. Туристические корабли причаливают полицейским разворотом. Под рекой есть тоннель, стены которого, чтобы не было скучно ехать три минуты, показывают видеопредставление. ![]() ЕдаКто-то когда-то рассказывал ужасы о китайской еде. Мол, питаются червями, муравьями, слизью какой-то и тут вообще можно только воду пить, да и то из бутылок. Полная ерунда. Еда тут бесконечно вкусна. И ее столько, что если пойдешь в ресторан один, то после тебя останется два литра супа, килограмм риса и еще еды примерно на четверых. Все это по цене чая с булочкой в Москве. Можно перекусить и на улице берешь, скажем, куропатку на палочке и ходи облизывай. ![]() Визуальная культураКитайские пиктограммы и знаки замечательны прорисовкой деталей. ![]() У китайцев есть одна проблема они не понимают латиницу точно так же, как мы иероглифы. И еще у китайцев отсутствует орган, отвечающий за анализ пропорций. Ладно бы, это выражалось только в размерах блюд. Китаец может растягивать фотографии как угодно для него изображение будет приемлемым при любом искажении. ![]() С навигацией тоже иногда возникают затруднения. Хотя, к счастью, в больших городах практически все надписи продублированы на английском. ![]() Английский такой же смешной, как и русский на упаковке со стельками («нога корень здоровья» и т. д.). ![]() Кондиционеры тут используются не столько для прохлады летом, сколько для тепла зимой. Висят почти везде. Удивительно, но местные архитекторы обратили внимание на безобразие, и новые дома строятся так, чтобы все могли повесить уличные блоки в одном и том же месте, не обезображивая фасад, как на этой несовременной высотке: ![]() Полицейские выглядят очень строго, подтянуто и экипировано. Как-то по-американски даже. Этот просто вохровец. ![]() Встречаются волшебные щиты, показывающие состояние пробок на окрестных дорогах. (Заметим, что при коммунизме пробок не должно быть.) ![]() Наглядная агитация призывает не воровать электрические провода. ![]() При этом надписи бесконечно человеческие. Почему у нас такого никогда не встретишь? «Метро закрыто на ремонт, а театр вполне себе работает». ![]() ТранспортИз Пекина в Сиань я ехал в обычном купе на четверых ночным поездом. Вагоны чистейшие. В каждом купе урна. Все вагоны соединены гофрой, а не дверями, открывающими путь к неосвещенному скользкому стыку, где ссут на остановках. С одной стороны вагона расположен туалет «в восточном стиле», в другом европейский. Туалеты работают когда хочешь, потому что тут нет трубы, направленной в сторону пережидающих поезда крестьян и дачников. В ногах у каждого пассажира жидкокристаллический телевизор, проводник выдает наушники. И белье не влажное. И это обычный поезд, а не сраный николаевский экспресс по цене авиабилета, в котором ничего вышеперечисленного нет и не предвидится (хорошо, согласен с отсутствием необходимости в толчке восточного стиля). Тут много автомобилей местных производителей. И еще больше западных, которые тоже тут выпускаются. Ко всем известным маркам подобрано похожее по звучанию название на китайском. Иероглифы пишутся слева, а латиница где обычно. ![]() Основное средство перемещения по дорогам гудок. Улицы звучат так же, как в наших фильмах 50-х годов все всем по любому поводу сигналят. Поэтому знак «не бибикать» тут не лишен смысла и встречается постоянно. ![]() Почти все машины с тонированными стеклами. Тут есть закон, запрещающий затемнять переднее стекло целиком 15 сантиметров у зеркала всегда прозрачные. ![]() Для тех, у кого нет автомобиля, но есть колеса, предусмотрены отдельные дороги или выделены отгороженные полосы. ![]() Время от времени попадаются люди с марлевыми повязками. Это жертвы новостей про птичий грипп. ![]() ДеталиПеред поездкой я ожидал от Китая чего-нибудь подобного: ![]() И калеки тут тоже должны были быть сочными, картинными. ![]() Но не это главное. Китайцы, к моему удивлению, оказались совершенно «полноформатными». Во-первых, они высокие. Ездят на джипах, дороги у них человеческой ширины, дома нормального размера. ![]() Во-вторых, я никак не ожидал такой ближневосточной бойкости от продавцов. Торговцы очень цепкие, и с ними одно удовольствие поторговаться. ![]() В-третьих, я был поражен желанием китайцев показать весь процесс производства какой-нибудь фигни с самого начала. На шелкопрядильной фабрике, например, осмотр начинается с живых гусениц, жрущих листья. Потом идут коконы, потом шелкопрядильный станок живой стоит, а перед выходом будет магазин размером с Икею, в котором широко представлен результат пожирания гусеницами листьев. Если фабрика делает речной жемчуг, то на входе при тебе откроют ракушку и вытряхнут из нее жемчуг. В чайном магазине чай заварят. В каллиграфической лавке тоже. Сидит каллиграф, рисует красоту в стол. Я решил заказать себе каллиграфию на стену в спальню. Долго думал, чего же хочется там видеть. Человек пять собралось, чай заварили. Говорю им: Напишите, мне пожалуйста слова «стена в спальне». А вся китайская каллиграфия сплошная поэзия. Долго думали. Говорят: Наверное, вы имели в виду, чтобы мы написали «спящий тигр»? Пришлось проявить настойчивость. ![]() В Шанхае из города до аэропорта вперед летит паровоз на магнитной подушке. ![]() Без остановок в коммуне. ![]() |
апрель–май
Северная Корея. III. Визуальная культура |
апрель–май
Северная Корея. IV. Дороги и транспорт |
май 2006
Китай
← Ctrl →
|
июнь
Канада. I. Основные детали |
июнь
Канада. II. Дороги и знаки |
© 19952025 Артемий Лебедев |